Страничка практического психолога

Психологическое сопровождение реализации индивидуальных траекторий развития воспитанников детского дома.

Фундаментом эффективности создания оптимальных психологических и социально-педагогических условий для личностного развития воспитанников детского дома является организация психологического сопровождения образовательного процесса, консультативная и профилактическая работа с педагогическими кадрами, которую осуществляет практический психолог.
Психологическое сопровождение включает: проведение психологических обследований и мероприятий с целью коррекции отклонений в рамках реализации индивидуальных траекторий развития воспитанников, предоставление психологической помощи детям с целью адаптации их к условиям обучения и жизнедеятельности в детском доме с дальнейшей социализацией, оказание помощи педагогическим работникам в самореализации, самообразовании.
С целью осуществления эффективной психологической поддержки и просвещения педагогических кадров, проводится постоянное ознакомление коллектива с ролью и участием психологической службы в реализации современных образовательных моделей и систем, консультации и тренинги по проблемам: «Адаптация воспитанников к изменению требований образовательной среды»;  «Профилактика профессионального выгорания педагогов детского дома»; «Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе как реакция на стрессовую ситуацию»; «Реализация модели здорового образа жизни воспитанников и педагогов»; «Формирование высокой стартовой мотивации к внедрению образовательных инноваций и новых образовательных стандартов» и другие.
В условиях расширения возможностей психологического сопровождения модифицирован уголок психологической разгрузки, максимально персонифицированы условия пребывания воспитанников в детском доме, подготовлен комплекс инструментария коррекционно-профилактического содержания (коврики от злости, баночки для слезок и другие). 


Практическим психологом обеспечивается функционирование сенсорной комнаты «Волшебный мир», задачами деятельности которой являются снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и равновесия, стимуляция сенсорных функций, развитие двигательных функций, создание позитивного эмоционального настроения у детей. 


Комната укомплектована специальным коррекционным многофункциональным оборудованием. Специалистом осуществлена паспортизация сенсорной комнаты, подготовлены методические рекомендации по использованию коррекционного оборудования, разработаны комплексы примерных моделей видов деятельности с детьми разных возрастных групп.

Донецкий дошкольный детский дом №1 «Теремок» Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
(7 декабря 2015 года)


 















Психологическое здоровье педагога – стратегический ресурс современного образования.

С началом нового учебного года закономерно возрастает актуальность проблемы психологического здоровья и благополучия всех участников образовательного процесса. Соответственно, именно в этот период педагогу-психологу образовательной организации необходимо уделить особое внимание данному направлению своей работы. Очевидно, что психологическое здоровье и благополучие главных людей в школе – учеников – имеет необходимой предпосылкой психологическое здоровья и благополучие педагога. Поэтому начинать работу над данной проблемой параллельно с началом учебного года целесообразно именно с разрешения и предупреждения психологических проблем педагогов.

Обратимся к фактам и аналогиям. История свидетельствует, что римский император Диоклетиан после 20 лет успешного расширения империи, подавления восстаний и окультуривания варваров плюнул на все и уехал в деревню – выращивать капусту, как утверждали злые языки. Последующие 16 с лишним столетий неблагодарные потомки считали древнего римлянина заурядным сумасшедшим, и только недавно психиатры поставили ему точный диагноз – император сгорел на работе.

Труд современного педагога по степени энергоемкости и ответственности едва ли уступает функциональным обязанностям древнего правителя. Следовательно, грамотная и своевременная психологическая помощь необходима нашим уважаемым учителям всегда, и особенно сейчас. Предлагаем вниманию педагогов-психологов образовательных организаций игру-тренинг для педагогов «Здоровый педагог – здоровый ребенок. Профилактика психоэмоционального выгорания».

С содержанием тренинга можно ознакомиться по следующей ссылке:http://dohcolonoc.ru/doklady-pedsovety-v-dou/7120-trening-dlya-pedagogov.html
Кафедра менеджмента образования и психологии Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования

(31 августа 2016 года)


В помощь педагогу и психологу.





Донецким республиканским институтом дополнительного педагогического образования была подготовлена серия методических пособий для работы с детьми «Хочу в школу»Представляем пособие «Игры для умных пальчиков», составителем которого стала воспитатель Шахтерского ДОУ комбинированного типа № 9 Л.М. Кожемяченко. 
В него вошли игровые задания на переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребёнка.Пальчиковая гимнастика как источник здоровья и средство физического развития, развития речи и памяти, эстетического развития детей может быть использована педагогами дошкольных образовательных организаций и начальной школы.
 Кафедра дошкольного и начального образования Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования

(06 сентября 2016 года)

Психологическое сопровождение детей лишенных семейной заботы.

Реализация программ воспитания, обучения и формирования личности подрастающего человека в условиях детского дома немыслима без учета конституционально-генетических (биологических) и социально-психологических (средовых) факторов в развитии человека, психологического анализа тенденций первоначального проявления тех или иных аномалий личности в онтогенезе. Раскрытие проблемы становления самосознания у детей, воспитывающихся вне семьи, позволяет эмпирическим путём выявить некоторые психологические особенности развития ребёнка-сироты. А это, в свою очередь, предполагает разработку комплекса воспитательно-педагогических, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий, направленных на преодоление деформирующего влияния сиротского образа жизни и поэтому так нужных на практике.
Предлагаем педагогам-психологам образовательных организаций пополнить свой методический арсенал содержательной разработкой по данной проблеме. «Программа социально–психологического и педагогического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», автор – Карасова М.М. С программой можно ознакомиться и скопировать для личного профессионального использования с указанием авторства по следующей ссылке:
Кафедра менеджмента образования и психологии Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования 
(14 сентября 2016 года)


Вернисаж педагогических идей 
Шабельской Юлии Сергеевны, 
практического психолога Государственного дошкольного образовательного учреждения «Донецкий детский дом №1 «Теремок».
Путешествие в Страну радости
(в коробке с карандашами).
Цель: учить детей распознавать эмоции, определять их характер; развивать умение передавать эмоциональное состояние; формировать позитивные эмоции, чувства через улыбку; воспитывать внимание к окружающим.
Оборудование: весёлая, спокойная мелодия, импровизированная коробка, ребристая дорожка, разноцветные колпачки, обручи, карта, цветы из бумаги, карандаши, пиктограммы (тучки, солнышко), стаканчики, ложечки, соль, сахар, вода, надувные шары.
Ход занятия:
Дети заходят в зал.
Дети вместе:  Добрый день!
Педагог-психолог: Дети, мы очень рады вас видеть. Вспомним наш, чудесный ритуал: возьмёмся за руки и подарим друг другу самую нежную и тёплую улыбку.
Педагог-психолог: Что это за голоса ребята, вы слышали, мне они не знакомы (выносим импровизированную коробку с карандашами). 














Как вы думаете, что это? (Карандаши). Откуда взялась эта коробка? Сейчас посмотрим, что там? (открываем коробку). Ребята тут записка!
Текст записки
«Дорогие ребята. Мы цветные карандаши и очень любим рисовать, мы приглашаем вас в нашу чудесную страну, но для того чтобы вы не заблудились, вам нужна карта. А, что бы попасть в нашу страну вы должны сами стать карандашами».
Психолог достаёт карту. Все садятся на ковёр, рассматривают карту.
Педагог-психолог: А  теперь начинаем превращение. Превращение всех детей в карандаши.
 -Дорогие ребята, я хочу поприветствовать вас так, как здороваются карандаши, подойду к каждому из вас, а вы сами выберете способ, которым вы со мной поздороваетесь: кулачками, мизинчиками, ладошками, носиками и т. д.













Игра «паровозик».
Отправимся в путешествие мы на волшебном паровозике. Но с начало нам нужно назначить того, кто будет локомотивом. К какому карандашу мы едем  первому? Красному! Вот он и будет локомотивом.  Для того, что бы наши вагончики соединились нам нужно по очереди сказать специальные слова (ассоциации), которые выражают нашу радость. (Каждый ребёнок берет обруч, называет слово-код и при помощи обруча прикрепляется к другому участнику и так до тех пор, пока вся группа не будет скреплена обручами) Соединившись таким способом, дети ждут весёлую музыку, они начинают двигаться по залу, сохраняя цепочку.

Педагог-психолог: Вон полянка красного карандаша, но для начала нам нужно пройти по тропинке и перейти через болото. Давайте пройдём через него, перепрыгивая с кочки на кочку. Дети прыгают по мягким подушкам.
Педагог-психолог: Молодцы ребята!.., (Смотрим на карту) вот мы и пришли на лужайку, к красному карандашу, расскажи нам про свой цвет.
Красный карандаш: Красный цвет очень яркий, он всегда привлекает внимание, дает энергию, улучшает настроение и будит в нас мысли о радости.
Рисование «Букет радости»
Педагог-психолог: Смотрите ребята, какая полянка, давайте возьмём по цветочку, и нарисуем то, что нас радует.
После окончания
Ваш рисунок как маленькое зернышко…
Этюд «Цветок»
Лучик тёплого ласкового солнышка упал на землю и согрел зёрнышко, которое было в земле. Из зёрнышка вырос росточек, а из росточка чудесный цветочек. Нежится цветочек на солнышке, подставляет теплу и свету каждый свой лепесточек, поворачиваясь вслед за солнцем. Улыбается.
Все рисунки присоединяются к магнитной доске.












- Молодцы ребята, у нас получился чудесный букет! А следующая остановка у голубого карандаша. Значит, он и будет нашим новым локомотивом.
Педагог-психолог:  А теперь мы попали в гости (смотрим по карте)  к голубому карандашу, что он нам про себя расскажет?
Голубой карандаш: Голубой цвет может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно видеть в жаркую пору, он освежает нас как купание в озере. Почувствуйте эту свежесть.
Педагог-психолог: Ребята, помогите мне разгадать загадку
Пушистая вата
Плывёт куда-то
Солнце закрывает
Дождем поливает
Дети: Тучка
Педагог-психолог: Ребята, посмотрите, карандаши нарисовали так много облачков, у них всех разное настроение. Сейчас я вам прочитаю стих, а вы мне покажите тучку с таким настроением.
По небу плыли облака,
А я на них смотрю.
И два похожих облака

Найти я захочу.

Я долго всматриваюсь ввысь
И даже щурю глаз,
А что увидела, то вам
Все расскажу сейчас.

Вот облачко весёлое
Смеётся надо мной:
- Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
(Какое это облачко ребята?)

Я тоже посмеялась с ним:
- Мне весело с тобой!
И долго, долго облачку
Машу я вслед рукой.
(Молодцы ребята, вот такое у нас весёлое облачко)
А вот другое облачко
Расстроилось всерьёз:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унёс.
(А сейчас про какую тучку я прочитала?)
И каплями-дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно, грустно так,
А вовсе не смешно.
(Правильно, какое у нас грустное облачко)
И вдруг по небу грозное
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
(Какое это облачко ребята?)
Ох, испугалась я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутёк.
А маленькое облачко
Над озером плывёт,
И удивлённо облачко
Приоткрывает рот.
(Про какое облачко я вам прочитала, ребята?)
Ой, кто там, в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мякенький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играла
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Никак не отыскать.
 - Ребята, покажите мне какое настроение у вас после знакомства с нашими облачками?
МОЛОДЦЫ!!!
Педагог-психолог: Куда же мы пойдём дальше? (смотрим по карте)
Дети: К желтому  карандашу.
Педагог-психолог: Значит, он и будет нашим новым локомотивом.
Педагог-психолог: Что ты нам расскажешь про свой цвет? (обращаясь к желтому карандашу).
Желтый карандаш: Желтый приносит нам тепло. Он, напоминая нам ласкового пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам скучно и одиноко, он поднимает нам настроение, согревает как солнышко.
Подари радость.
Педагог-психолог: У  меня есть ткань такого же цвета как солнышко.
- Солнышко окутало вас своим мягким теплом и солнечным светом, вам тепло, приятно (ткань развивается над детьми). Давайте сделаем из этой ткани на полу солнышко. А чего же не хватает нашему солнышку?












Дети: Лучиков.
Педагог-психолог: Давайте станем его лучиками. Ложитесь вокруг нашего солнышка как лучики. Какое вы большое солнышко! Вам тепло и радостно вместе!
У меня есть 2 солнышка весёлое и грустное. Смотрите внимательно, когда солнышко грустное лучики спрятались (поджимайте ножки к себе), а когда весёлое появились (выпрямляйте). А теперь давайте поиграем с ним.
Молодцы!
Педагог-психолог: А дальше мы отправляемся в гости к синему карандашу. Значит нашим  локомотивом, теперь  будет синий карандаш. Вот мы и приехали, расскажи нам о себе синий карандаш.
Синий карандаш: Синий - это цвет покоя, уверенности. Он создает ощущение воздуха, простора, прохлады.
А теперь давайте поиграем.
На вытянутых руках натягивается ткань синего цвета, звучат названия различных предметов, если предмет синего цвета, дети пробегают под тканью, если нет, стоят на месте.
(Василёк, ромашка, елочка, море, дерево, небо, слива, яблоко, вода.)
Когда воды много, она синяя, но если она в стаканчике, то она прозрачная.
Поисково-исследовательская деятельность  «Сладкие и соленые слова».
Ребята давайте представим, что наша душа, наше общение с людьми это вода, а обидные слова это соль. Попробуйте положить в стакан с водой ложечку соли, старательно размешайте её, а теперь попробуйте. Ну как, вкусно, приятно? Точно также неприятно слышать обидные слова. А как вы думаете, можно сказанное (обидное) слово вернуть назад? Попробуйте ложечкой достать соль из стаканчика. Ну, что получается? Не зря в народе говорят: « Слово не воробей, вылетит, не поймаешь». А теперь положите в другой стаканчик сахар и представьте, что вы говорите человеку хорошие слова, желаете добра и здоровья. Какая стала водичка на вкус? Приятно её пить? Какой можно сделать вывод? Люди говорят: «Ласковое слово лучше сахара и мёда», а ещё необходимо вести себя с другими так, как бы ты хотел, что бы они вели себя с тобой» Каждому скажем хорошее слово, подарим комплимент и хорошее настроение.
















Педагог-психолог: Следующая наша остановка у зелёного карандаша. И теперь он становится локомотивом. Едем на паровозе.
Педагог-психолог: Расскажи нам о себе зелёный цвет.
Зеленый карандаш: Зеленый  - цвет мягкой полянки, листвы  и тёплого лета. Если мы чувствуем себя неуверенно, зелёный цвет поможет нам.
-Ребята, давайте посмотрим на экран и пусть, наши глазки отдохнут.
Дети смотрят презентацию.
Цветотерапия «Разноцветные шарики».
Шарики разных цветов заблаговременно надуваются (цвета должны повторяться).
Педагог-психолог: Мы улыбаемся, когда у нас хорошее настроение. Подумайте, какого цвета бывает ваше хорошее (весёлое) настроение?
У меня есть вот такие шарики, давайте, раскрасим их в цвета нашей радости.
Педагог-психолог: Я приготовила для вас сюрприз, хотите посмотреть? Давайте мне свои шарики. Каждый разрисованный шарик меняется на надувной шарик соответствующего цвета. Под весёлую музыку дети танцуют с шариками.











Педагог-психолог: Хорошее настроение создают яркие цвета. У нас получился чудесный танец. Посмотрите ребята, мы так весело танцевали, что и не заметили, как попали обратно в детский дом.
И опять превратились в детей, устали с дороги (дети садятся на ковёр).
Педагог-психолог: Дети, напомните мне, в какой стране мы были? А какое настроение у жителей этой страны? Какие слова они говорят друг другу? Давайте на прощанье подарим гостям привезённое настроение и наши улыбки.



Комментариев нет:

Отправить комментарий