Методическая копилка


Изучая ценностные ориентации детей дошкольного возраста
Нормы и ценности являются важным компонентом мировоззрения. Всякая ценность имеет смысл только по сравнению с другой, противостоящей ей. Ценности, которые постепенно усваиваются и принимаются человеком, выстраиваются в определенную иерархию. На её структуру влияет масса факторов: возраст, пол, особенности восприятия и мышления, условия и содержание воспитания, ценностный ряд семьи, близких и друзей и т.п.
Основы ценностных ориентаций начинают закладываться еще в период дошкольного детства. Ведущую роль в этом процессе играют взрослые (родители, педагоги, значимые для него люди), которые рассказывают ребёнку об окружающем мире, отвечают на десятки вопросов, учат устанавливать причинно-следственные связи.
С целью изучения особенностей морально-ценностной сферы личности применяют различные диагностические методики, которые направлены на выявление особенностей индивидуальной картины мира, её структурных элементов, приоритетных ценностных ориентаций. Однако они преимущественно нацелены на категорию младшего школьного, подросткового, юношеского возраста. Наиболее известные из них: проективная методика «Тест мира» (World Test) Ловенфельда, диагностика индивидуальной картины мира личности средствами психосемантических методов Е.В.Улыбиной, проективная методика предельных смыслов (МПС) Д.А.Леонтьева и др.
Существуют более удобные в обращении и разработанные специально для дошкольного возраста методики. Среди них методика «Картинки предметные» Н.Я.Непомнящей. Она направлена на выявление типа ценностности (ценностных ориентаций) у детей старшего дошкольного возраста.
С подробной инструкцией по организации обследования детей по данной методике и стимульным материалом к ней можно ознакомиться, перейдя по ссылке>>>

Кафедра дошкольного и начального образования Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования



Как проводить педагогическую диагностику в ДОО(У) в контексте ГОС дошкольного образования?
Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом дошкольного образования:

При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

индивидуализация образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

оптимизация работы с группой детей.

Таким образом, мы видим, что оценка может проводиться педагогами при реализации Типовой образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». Оценка индивидуального развития детей будет формироваться на основе анализа освоенного детьми содержания образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое, познавательное, физическое, социально-коммуникативное. Диагностика выполняется в форме систематических наблюдений воспитателя за детьми в детском саду, в процессе совместной деятельности взрослого и детей.

Если же отказаться от диагностики индивидуального развития детей, воспитателю будет сложнее отслеживать динамику становления личности каждого ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, учитывать индивидуальные достижения, особенности, развитие способностей, проводить своевременную профессиональную коррекцию особенностей развития.



Кафедра дошкольного и начального образования Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования


Какие требования выдвигаются к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ГОС ДО?

Вопрос организации предметно-пространственной среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Общеизвестно, что основным видом деятельности дошкольников является игра. В игре ребенок познает окружающий мир, учится взаимодействовать с ним. Одним из условий активизации игровой деятельности дошкольников является предметно-пространственная среда дошкольной организации. 



Сегодня Государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет новые требования к развивающей предметно-пространственной среде (РППС). Ее содержание должно способствовать наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребёнка с учётом его возрастных особенностей. Она должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала и быть при этом доступной. Доступность РППС предполагает: доступность для воспитанников помещений, где осуществляется образовательный процесс; свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.



Решению этой задачи способствует размещение оборудования по секторам (центрам) развития: дети объединяются подгруппами по общим интересам с учётом склонностей и активности каждого. Для этого необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную и двигательную активность детей. Активный сектор (центр) развития занимает самую большую площадь в группе. Рабочий сектор (центр) – предполагает размещение оборудования для совместной и регламентированной деятельности. Необходимы также материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробок, ленточек и т.д.), которые творчески используются для решения различных игровых проблем.



Таким образом, создавая РППС для любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы.



Кафедра дошкольного и начального образования Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования


Стандарт:находки. Скоро в школу.



Скоро школы распахнут свои двери для детей, завершивших дошкольное обучение. Теперь они станут первоклассниками. Как им помочь адаптироваться к новым жизненным ситуациям? Как им стать успешными учениками? На эти и другие вопросы искали ответы участники педагогического Форума «Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования: традиции, новации, перспективы», который состоялся в марте-апреле 2016 года. Во время Форума прошли 5 вебинаров. Их материалы были обобщены кафедрой дошкольного и начального образования, что позволило подготовить сборник:
Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования: традиции, новации, перспективы: Материалы педагогического Форума (22 марта – 21 апреля 2016 г.). – Донецк: Истоки, 2016. – 166 с.
В данном сборнике представлен опыт работы по проблеме преемственности детского сада и школы, её научно-методическому сопровождению как педагогов Донецкой Народной Республики, так и представителей Российской Федерации, Республики Беларусь, Казахстана. Это первый сборник серии «Хочу в школу».


 Кафедра дошкольного и начального образования Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования

В помощь педагогу и психологу

Донецким республиканским институтом дополнительного педагогического образования была подготовлена серия методических пособий для работы с детьми «Хочу в школу»Представляем пособие «Игры для умных пальчиков», составителем которого стала воспитатель Шахтерского ДОУ комбинированного типа № 9 Л.М. Кожемяченко. 
В него вошли игровые задания на переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребёнка.Пальчиковая гимнастика как источник здоровья и средство физического развития, развития речи и памяти, эстетического развития детей может быть использована педагогами дошкольных образовательных организаций и начальной школы.

 Кафедра дошкольного и начального образования Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования



Современная парадигма образования как стратегический ориентир его развития


Парадигма (от греч. Paradeigma – пример, образец) – общее представление о целях и сущности образования, его нормативная модель, определяющая направления его совершенствования. 
Это целостное представление о методологических подходах, ценностных критериях, определяющих направленность, выбор содержания, методов, средств обучения и воспитания, а также ориентиров и средств его совершенствования. Иными словами, парадигма – это концептуальная схема, отражающая понимание педагогического процесса, его возможности, его связи с общим процессом развития культуры и цивилизации. Естественно, что с развитием общества развивается и изменяется содержание парадигмы образования. Среди ученых нет единства в понимании и классификации различных педагогических парадигм, в том, целесообразно ли выделить ведущую парадигму или придерживаться полипарадигмального подхода, признающего правомерность ориентации на несколько выделенных парадигм.

С древних времен четко прослеживаются два основных подхода к процессу воспитания и обучения подрастающего поколения. Первый,традиционный, по существу авторитарный, ставящий в центр образовательного процесса педагога как носителя содержания образования, предполагает жесткую детерминацию учебного процесса учителем. Образовательный процесс основывается на его власти, фактически безграничной: учитель определяет цели учебной деятельности, планирует ее содержание, формы и методы, оценивает результаты деятельности учащихся. Противоположный подход –гуманистический – ставит в центр образовательного процесса ученика, его самовыражение как уникальной, представляющей абсолютную ценность личности.

На взгляд И. Г. Фомичевой, реальна возможность перехода от универсальной и единственной парадигмы к множественности парадигм образовательных систем, имеющих право на сосуществование в общем пространстве, что дает возможность вести речь о полипарадигмальности современного образования. Эти системы отличаются принципиально как по целям и содержанию, законам и закономерностям, так и по механизму действия и проявления, а, следовательно, и по результату. Автор обосновывает многомерный подход к выделению парадигм разных типов воспитания.

С целью выявления подходов к построению структуры педагогических систем И. Г. Фомичева предложила иерархию, при построении которой в качестве одного из возможных критериев рассматривается степень взаимодействия воспитательно-образовательной сферы с миром и обществом, наукой, образовательной практикой.

Следует отметить, что в общей парадигмальной схеме целесообразно сосредоточить внимание на двух ведущих, определяющих цели и результаты процессах – социализации и индивидуализации, на основном объекте-субъекте процесса – ученике, воспитаннике, формировании личности, на дуальных отношениях руководства и исполнения, творчества и алгоритмизации, гуманитарного и естественнонаучного познания, логики и эмоциональной сферы и др.


Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования


Формирование основ безопасности жизнедеятельности с дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.
И поэтому задача педагогов состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Детям нужно разумно помогать избегать повреждений: ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить общаться с животными, объяснить, как вести себя во дворе, на улице и дома.
Нужно привить детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.
Большое внимание этой проблеме уделяет воспитатель Христичева Елена Юрьевна (дошкольное образовательное учреждение № 146 «Солнечный» г. Горловка), лауреат Республиканского конкурса «Наставница года». Елена Юрьевна считает, что детей нужно не только ознакомить с правилами безопасности, но и научить применять свои знания в реальной жизни.
Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования.
С опытом работы воспитателя можно ознакомиться по ссылке:


Кафедра дошкольного и начального образования Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования

Как создать развивающую предметно-пространственную среду по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста.


Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 
Организация развивающей предметно-пространственной среды в различных возрастных группах имеет отличительные признаки, в соответствии с решаемыми воспитательными целями и задачами.
Средний дошкольный возраст. 
Основное направление нравственно-патриотического воспитания – ознакомление детей с ближайшим окружением, приобщение к истокам русской культуры. Успешному решению данной воспитательной задачи способствует наличие следующих материалов:
В уголке пополняется материал по социально-нравственному воспитанию:семейные праздники и традиции;художественная литература нравственной тематики (см. требования к оформлению уголка в младших группах).
Материалы для знакомства детей с малой родиной — детским садом, улицами, расположенными рядом, родным городом, знаменитыми жителями, природой, транспортом, архитектурой, профессиями, характерными для жителей города. Сравнение понятий «город – поселок».
Это могут быть: фотоматериалы, иллюстрации, альбомы, подбор открыток, тематических папок;различные макеты – группы, детского сада, улицы или микрорайона, где расположен детский сад;материалы об истории возникновения города.
Материалы по приобщению детей к истокам народной культуры Донбасса и России. Это могут быть предметы старины, русские игрушки (различные куклы – закрутки из соломы, ткани разных видов, нитки, кожа; куклы из деревянных чурбачков, обереги); предметы народного декоративно–прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома, вышивка, работа по дереву, металлу), различные макеты (например, макет крестьянской избы, комнаты–горницы, крестьянского подворья), куклы в национальных костюмах, дидактические игры по теме.Художественная литература по фольклору (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.).
Элементы государственной символики — флаг, герб.
Элементы муниципальной символики — флаг, герб города.
Материалы для ознакомления с защитниками Отечества (подбор иллюстраций, тематические папки).



Кафедра дошкольного и начального образования Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования

 Музейная педагогика 

как инновационная технология.


В соответствии с «Концепцией патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики» одной из приоритетных задач школьного образования является воспитание патриотизма и гражданственности.

В процессе сохранения историко-культурного наследия роль музеев трудно переоценить. Музеи-хранители памяти поколений, дают нам возможность изучить прошлое, задуматься о настоящем и заглянуть в будущее.
Музей сегодня все больше становится не только культурным, но и образовательным пространством. Важнейшим направлением работы музея является музейная педагогика. Музейная педагогика возникает как закономерный результат интеграционных процессов, охватившей сферы образования, науки и культуры, а также развития культурной и образовательной деятельности музеев в разных странах мира. Музейная педагогика – это новая интегративная область, которая включает в себя научно-методологическую дисциплину и практическую деятельность.
Музейная педагогика как интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности может быть рассмотрена как инновационная педагогическая технология. Основная цель, которой заключается в привлечении детей в музей, обеспечивает последовательное развитие личности ребенка.
В Донецком республиканском институте дополнительного педагогического образования на курсах повышения квалификации можно узнать много нового о разных формах работы по технологии «музейная педагогика»: экскурсии, лекции, консультации, научные чтения, кружки, студии, клубы, литературные вечера, киносеансы, концерты, встречи с интересными людьми, праздники, исторические игры, конкурсы, викторины. 

Кафедра дошкольного и начального образования Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования 









Комментариев нет:

Отправить комментарий