воскресенье, 14 февраля 2016 г.

Организация экспериментальной деятельности при ознакомлении воспитанников с окружающим миром как эффективное средство реализации Типовой образовательной программы «От рождения до школы».

В рамках реализации Типовой образовательной программы "От рождения до школы" одним из направлений деятельности педагогического коллектива является включение дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. 

Детское экспериментирование – основная особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира. 
Особенно важно экспериментирование при формировании основ естественно-научных и экологических понятии. Ведь знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. 
«Что я слышу — я забуду, что увижу — то запомню, что я сделаю — я пойму». Это выражение отражает сущность восприятия окружающего мира дошкольником.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе опытов идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Нельзя не отметить положительного влияния исследований на эмоциональную сферу воспитанников детского дома, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Исследовательская деятельность используется  как в процессе организованной образовательной деятельности детей, так и во время прогулок (превращение воды в лед, откуда дует ветер). 
Прежде всего педагоги стараются знакомить ребят с теми фактами действительности, которые, так или иначе, попадают в их поле зрения в быту, в повседневной деятельности (например, свойство воды разливаться, растворять сахар).
Экспериментирования проходят в увлекательной для детей форме: работа в «лаборатории», встреча с волшебником, путешествия; с использованием художественного слова (чтение отрывков из художественных произведений, загадывание загадок, чтение стихов), демонстрационного материала (иллюстрации, схемы, карты) и различных «научных штучек». 
И вот в одной из таких "Волшебных лабораторий" ребятишки изготовили игрушки из  "цветного льда" и украсили ими елочки при входе в здание детского дома. Эксперименты продолжаются....












Комментариев нет:

Отправить комментарий